Персональный сайт воспитателя МБДОУ №4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области Верхошанской Оксаны Валерьевны группа «Вишенка»

самообразование 2023-2024уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 «Ягодка»

Данковского муниципального района Липецкой области

 

Отчёт  по самообразованию воспитателя II младшей группы №1

Верхошанской Оксаны Валерьевны

Тема: «Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

 

 

2023 – 2024 уч.год

 

Тема самообразования: «Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

 

Этап работы над темой: 2 года

Дата начала работы: октябрь 2023 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.

Основной целью моей работы является 

Развитие творческих способностей посредством использования народной игрушки.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие

задачи:

Образовательные:

Обогащать и расширять представления детей о народной игрушке. Учить различать особенности разных видов Народной игрушки Совершенствовать технические навыки при работе с бумагой, красками, пластическими материалами и соответствующими инструментами

Развивающие:

Развитие творческих способности у детей (воображения, творческого мышления, фантазии) через знакомство, изготовление и украшение Народной игрушки. Развитие мелкой моторики Развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству, Народной игрушке Воспитывать любовь к истории и традициям России.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Создание условий для реализации опыта

Для успешной организации развития творческих способностей детей в группе создана предметно- развивающая среда.

Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среде группы, так, чтобы она сама уже выполняла воспитательно-образовательную и развивающую функцию.

Организация ППРС

В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, филимоновской игрушкой. Для более глубокого знакомства с Народной игрушкой в детском саду была создана коллекция игрушек, был подобран практический материал, разработаны дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку», «Составь узор по образцу», «Найди пару», «Дорисуй игрушку», «Придумай узор», «Собери картинку из частей», «Найди домик для игрушки». Были созданы

условия для самостоятельной деятельности детей (доступные материалы для творчества, наличие его разных видов, иллюстрации, художественная литература).

Центр художественно – творческого развития.

Цель: развивать художественно вкус, творческие способности детей.

Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Здесь ребята работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь, развиваются творческие способности

Для рисования

· Наборы цветных карандашей

· Наборы фломастеров

· Наборы шариковых ручек

· Гуашь

· Цветные мелки

· Ватные палочки, старые кисточки, трафареты, шаблоны, печатки и др.

Для лепки

· Глина

· Пластилин

Для аппликации

· Набор разных сортов бумаги

· Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы

Для игр и сюрпризных моментов мною были созданы специальные куклы.

Основными направления в развитии творческих способностей дошкольников является:

· Развитие воображения

· Развитие качеств мышления, которые формируют креативность

Выготский Л.С доказал то воображение у детей развивается постепенно и основывается на прежнем опыте ребенка. Поэтому при работе с детьми прежде всего необходимо обогатить их опыт.

Выход темы:

- консультация для родителей

- картотека дидактических игр

-оформление уголка

-написание статьи для педагогов

Формы работы с детьми

· Рассматривание подлинных Народных игрушек, иллюстраций, альбомов.

· Беседы о народных игрушках, о традициях России

· Выставки Народных игрушек

· Дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку»

· Развлечения, народные праздники

· Разучивание стихов, закличек, прибауток

· Сочинение сказок, историй о своих работах

Работу по данному направлению я начала с того, что определила тему самообразования, обосновала ее актуальность. Исследовала представление детей (с помощью бесед), родителей (анкетирование) о народной игрушке. Далее мной было проведено изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

 посредством народной игрушки.

В ходе дальнейшей  реализации  я разработала подборку дидактических игр, Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и педагогов.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр.

4 этап – создание в группе центра народной игрушки.

Актуальность:

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать игра с хорошими игрушками. Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?

А ведь, если задуматься, такие и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка.

Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку. Я, как педагог, и как мама не хочу, чтобы мои воспитанники играли в эти игрушки. И поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей. Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку вообще, не смотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей.

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы (пеленашки, мартинички, столбушки и другие), свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.

 

Год

Месяц

Этапы

Содержание работы

2023-2024

Учебный год

Октябрь, ноябрь

Подготовительный (изучение)

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности.

Декабрь, январь, февраль

Аналитический (изучение)

- Исследование представлений детей, родителей и педагогов о народные игрушки.

- Составление плана работы.

Март,

апрель,

май

Организационный (обобщение)

Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

Практическая часть:

- Составление конспектов занятий, картотек.

Их апробация:

- Изготовление пособий, атрибутов для проведения деятельности.

2024-2025

Учебный год

Сентябрь,

октябрь, ноябрь

Организационный (обобщение)

Практическая часть:

 - Составление конспектов занятий, картотек, разработка проектов и т.д.

Их апробация:

 - Изготовление пособий, атрибутов для проведения деятельности.

Декабрь, январь, февраль

 - Проведение открытых мероприятий.

 - Выступление на педагогическом совете.

Март,

апрель,

май

 - Участие в работе творческих групп.

 - Исследование представлений детей, родителей и педагогов.

Список использованной литератур:

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.

2. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

3. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

4. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

5. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

6. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

7. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

9. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

11. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

12. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1

22 мая 2024 в 21:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.