Персональный сайт воспитателя МБДОУ №4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области Верхошанской Оксаны Валерьевны группа «Вишенка»

Самообразование 2021-2022 уч.г.


Тема самообразования:«Интеграция лего-конструирования и робототехники с различными образовательными областями»

Подготовил воспитатель:

Верхошанская О.В.

2022г.

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. 

В педагогике интеграция лего-конструирования и робототехники с различными образовательными областями интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. 

Игра является важнейшим спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу: 

1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М., ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013. — 528 с. 2.Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014. 3.Кирсанова Е.А. Лего-конструирование в детском саду / Интернет-ресурс: https: //zhurnalpedagog. ru/servisy/publik/publ? id=171 4.Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать»). «ТЦ Сфера», 2012 г. 5. Комарова Л.Е. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; Линка Пресс, 2001. 6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М:, Мозаика-Синтез, 2010. 7.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего. – М., ВЛАДОС, 2003. 8.Елена Фешина «Лего-конструирование в детском саду» 

Исходя из выше изученной литературы, был выбран путь, который показался мне самым верным - развивать у дошкольников такие качества: мыслительные процессы, логическое мышление, мелкую моторику, умение анализировать и достраивать, стремление оказать помощь, через игру. 
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, была сформулирована цель моей работы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники. 

 
Для достижения целей работы по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи: 

Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность, конструирование по собственному замыслу. 

Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать целостно-расчлененное представление о конструируемом объекте. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи. 

Развивать у детей умение работать сообща, предлагать коллективные работы. 

Проводить ознакомление с окружающим миром с помощью моделирования из конструктора Лего, 

 Моя работа по ЛЕГО конструированию проводилась по следующим направлениям: 

- самообразование (просмотр диафильмов по Лего-конструированию, изучение литературы по лего конструированию, изучение различных интернет сайтов по теме и т.д.) 

- организация и проведение занятий, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и расширение кругозора детей 

Посредством использования ЛЕГО конструкторов мы эффективно решали образовательные задачи, реализуемые в детском саду в соответствии с общеобразовательной программы ДО.Лего активно внедряла в воспитательно-образовательный процесс и удачно интегрировала с другими образовательными областями «Познавательной», «Речевой», «Социально-коммуникативной», «Художественно - эстетической», «Физической». 

Социально-коммуникативное развитие

С помощью Лего мы создавали совместные постройки, объединенные одной идеей, развивали общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировали позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

На занятиях математики с помощью Лего закрепляли количество и счет (формирование представлений о числе и количестве).

Использовали игру «Волшебная лесенка» с заданиями:

Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.

Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.

Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.

Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.

Величина (развитие представлений о величине).

Сравнение величины построек и т.д.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, я предлогала детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из ЛЕГО использовали в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя.

Художественно – эстетическое развитие

Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего мы использовали как инвентарь для проведения подвижных игр..

Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.

ходьба/бег змейкой между деталями конструктора

челночный бег

упражнения на развитие координации движений

упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия использовали коврики из лего-конструктора. Данные коврики массажировали стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также привлекали детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретали навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. 

Я считаю, что план самообразования оправдал себя, так как во время работы по этой теме у детей проявился интерес к самостоятельному изготовлению построек, они научились применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций. Также проявилась познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. У детей были сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их значением и строением. Были сформированы предпосылки учебной деятельности, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Перспектива:

В будущем продолжить работу по  использованию Лего- конструкторов в различных областях непосредственной образовательной деятельности дошкольников.

22 мая 2024 в 21:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.